Наша цель сделать ваш бизнес более доходным.

Как подобрать руководителя отдела продаж.

К поиску руководителя отдела продаж (РОП), директора по продажам или осуществляете подбор коммерческого директора (эта должность в каждой компании называется по-разному) нужно подходить максимально ответственно ведь эта должность цементирует новую или уже созданную систему продаж. Руководитель отдела продаж — это не линейная должность, на которой текучка не сильно влияет на производительность. Если менеджера по продажам можно заменить в кратчайшие сроки и встроить в существующую систему, то поиск директор отдела продаж, как правило, быстро не осуществить в силу важности и специфичности должности.

Далее мы опишем основные принципы поиска РОП и как снизить риски выбора неподходящего кандидата.

Для начала нужно точно определить какие стратегические и тактические задачи будет решать РОП. Вот основные из них, которые обязан будет решать любой тип руководителя:

Стратегические:

Увеличить объем продаж (в денежном и количественном выражении).

Увеличить присутствие на рынке.

Усовершенствование или построение системы продаж в компании.

Тактические:

Расширение существующих и открытие новых каналов продаж.

Разработка, установка и контроль выполнения планов продаж.

Найм менеджеров по продажам и их обучение, направленное на повышение компетенций продаж.

Разработка и внедрение программ премирования.

Управление бизнес-процессами продаж.

Оценка и контроль результатов менеджеров по продажам.

Контроль дебеторской задолженности.

Решение сложных ситуаций, возникающих у менеджеров при общении с клиентом.

Личные продажи как пример успешных действий для персонала./span>

Создание и поддержание прозрачной и удобной системы отчетности.

Поддержание рабочей атмосферы и решение конфликтных ситуаций внутри коллектива.

После того как задачи для директора по продажам обозначены осталось определиться какой тип руководителя нам нужен: руководитель-администратор, который будет поддерживать и развивать существующую систему или нам нужен руководитель для создания новой системы продаж, т.к. старой либо еще нет, либо она не работала нужным образом. Несмотря на то, что разница вроде бы незначительна – в действительности это абсолютно разные типы руководителей.

Требования при поиске к руководителю отдела продаж

Для поддержания текущей системы продаж требуется сделать упор на подбор директора по продажам обладающего высокими административными навыками. Руководитель, который сможет удерживать процесс в существующих рамках и обладающий высокими исполнительскими компетенциями для четкого следования поставленным руководством задачам. При проведении собеседования с таким кандидатом нужно в первую очередь оценить его опыт административных навыков:

требовательность к персоналу

непреклонность в собственных решениях

высокое внимание к деталям

умение анализировать показатели

быстрое принятие мер воздействия на персонал без колебаний

четкое понимание политики и правил компании, и транслирование их подчиненным.

Не редко для таких задач руководителем назначается один из менеджеров по продажам, который хорошо знает текущую систему и обладает обозначенными навыками.

Плюсы:

Начальники отдела продаж такого типа помогут не только поддерживать существующую систему продаж, но и решат проблему ручного управления со стороны собственников компании.

Минусы:

При необходимости быстро перестроить текущую систему или внести серьезные корректировки в стратегию продаж такой директор по продажам будет проявлять минимум инициативы. Он будет ждать решений от руководства чтобы в дальнейшем их применять в отделе продаж.

Для разработки и внедрения новой системы продаж потребуется поиск коммерческого директора, обладающего аналитическим и стратегическим мышлением, креативным подходом и инициативностью, направленной на постоянное улучшение процессов продаж. Также тут очень важен позитивный опыт построения отделов продаж в других компаниях. При процедуре подбора директора по продажам и общения с таким кандидатом в первую очередь нужно обратить внимание на следующие навыки и компетенции:

стратегическое мышление – сбор информации и разработка решений, направленных на достижение поставленных руководством задач.

креативность – умение принимать нешаблонные решения, видеть несколько вариантов достижения поставленных целей.

умение доходчиво доносить свои идей как до руководства, так и до подчиненных.

глубокое знание рынка, на котором присутствует ваша компания.

понимание как расширить каналы продаж

знания, охватывающие как область продаж, так и области маркетинга и IT.

Как правило, для решения таких задач подбирается человек не работающий в компании, способный свежим взглядом оценить текущую ситуацию и предложить интересные решения.

Плюсы:

Новые решения омолаживают устоявшийся бизнес, а стартапы быстрее приводят к точке безубыточности. С таким типом руководителей можете быть уверенным, что система продаж будет всегда вовремя подстраиваться под изменения рынка и запросы клиента.

Минусы:

Часто такой тип руководителей наряду с существенными изменениями может вносить большое количество изменений, которые по сути никак не влияют на основные показатели. Подчиненные еще не полностью вникли в предыдущий апдейт системы, как уже приходится перестраиваться на новый. Такие руководители требуют дополнительного контроля со стороны руководства компании.

ВАЖНО!

Проводя подбор руководителя отдела продаж всегда старайтесь проверить озвученный им опыт работы связавшись с его прошлыми работодателями.

Всегда задавайте прямые вопросы, а не наводящие, например: как вы решали вопрос увеличения клиентской базы/среднего чека в предыдущей компании? Если кандидат отвечает общими словами или уклончиво, или говорит, что не имеет права разглашать такую информацию – можете дальше не тратить время на собеседование с ним.

Как в случае если вы проводите поиск директора по продажам на поддержание существующей системы, так и для построения новой - сотрудник должен подходить компании по мировоззрению и разделять ее ценности. Если на собеседовании вы понимаете, что соискатель имеет релевантный вашему запросу опыт, но вы все равно ощущаете дискомфорт от общения с ним – постарайтесь не принимать такого сотрудника на работу. Возможно, вам с ним придется работать ни один год и ощущаемый дискомфорт может вырасти в постоянную конфликтную ситуацию.


Насколько полезна эта статья?
(0)